Что убивает масло: жара, топливо, сдвиг

Next Generation
eXperience · eXcellence · eXtreme
Современное моторное масло работает на грани: горячий турбомотор, короткие поездки, пробки, холодные пуски. Три фактора — высокая температура, попадание топлива и механический сдвиг — быстрее всего выводят масло из строя. Разбираем по-честному, что именно происходит с маслом в реальной эксплуатации.
20% скидка на первый заказ

Сдвиг: разрушение модификаторов вязкости

Топливо: разжижение и вымывание присадок

Жара: термическое старение и окисление

Подробнее — в материале «Почему современные моторные масла должны быть лучше, чем 10 лет назад»
При высоких сдвиговых нагрузках (подшипники коленвала, зоны кулачков, турбокомпрессор) полимерные модификаторы вязкости механически разрушаются. Индекс вязкости падает, масло становится «тоньше» под нагрузкой. Если в рецептуре использованы слабые полимерные загустители, защита при высоких температурах быстро снижается.
Несгоревшее топливо попадает в картер при частых холодных пусках, коротких поездках и работе системы GDI. Топливо разжижает масло, снижая толщину плёнки, ухудшая защиту подшипников и распредвалов. Одновременно ускоряется вымывание диспергирующих и противоизносных присадок. В дизелях добавляется фактор сажи, что требует устойчивости рецептуры к её диспергированию.
В зоне поршневых колец локальные температуры кратковременно поднимаются выше 200−250 °C. При перегреве ускоряется окисление, растёт кислотность, масло темнеет и густеет, появляются нагары и лак. Испаряемость повышается — уходит часть лёгких фракций, растёт угар. Если масло изначально слабое к термоокислению, ресурс падает даже при соблюдении регламента.
Что делать на практике
К этим факторам добавляется ещё один — покупка поддельного масла. Контрафакт не проходит испытаний и может убить двигатель быстрее любых нагрузок. Подробнее здесь.

Для турбо и GDI — уделять внимание показателям испаряемости (Noack)

Выбирать масла с высокой термоокислительной стабильностью (синтетические) и устойчивыми к сдвигу полимерами

По возможности избегать хронических коротких поездок: периодически давать маслу выйти на рабочую температуру, чтобы выпаривались лёгкие фракции топлива

Следить за температурным режимом: исправная система охлаждения, необходимый уровень масла в системе, адекватные интервалы замены

Несокрушимая термозащита: эстеровые рецептуры

Эффективная защита достигается благодаря рецептурам с высокой термоокислительной стабильностью и стойкостью к разбавлению топливом. Использование эстеров/сложных эфиров в составе масел позволяет удерживать свойства даже при жёстких режимах работы двигателей, таких как турбомоторы и GDI.

FAQ — часто задаваемые вопросы
Вывод
Следующий материал по теме - «Почему маслу всё труднее защищать двигатель от отложений и износа»

Основные враги масла — перегрев, топливо и сдвиг — действуют одновременно. Если рецептура не выдерживает влияние этих факторов, масло стареет быстрее регламента, а износ ускоряется. Выбирайте масло, рассчитанное на реальные условия вашей эксплуатации, и не затягивайте с заменой.

Made on
Tilda