Щелочное число и кислотное число: мифы и правда

Next Generation
eXperience · eXcellence · eXtreme
NGX

Щелочное число (TBN) показывает способность масла нейтрализовать кислоты, образующиеся в процессе работы двигателя. Чем выше TBN, тем дольше масло может противостоять окислению и коррозии

Важно понимать: эти параметры нельзя рассматривать в отрыве от других характеристик. Масло с высоким TBN не всегда лучше, а рост TAN не всегда означает критическое состояние.

Кислотное число (TAN) отражает накопление кислых продуктов в масле. Рост TAN — признак окисления и старения смазки

При выборе моторного масла очень часто уделяют внимание таким характеристикам, как щелочное число (TBN, Total Base Number) и кислотное число (TAN, Total Acid Number). На форумах можно встретить десятки советов «бери масло с TBN повыше» или «кислотное число — главный показатель старения». Но на практике всё не так однозначно.
20% скидка на первый заказ

Мифы о TBN и TAN

Иногда говорят: «Если TAN догнал TBN — масло пора менять». У малозольных масел TBN изначально невысокий, и может показаться, что пересечение произойдет очень рано. А по факту рост кислотного числа происходит медленнее, как и падение щелочного. Это становится возможным благодаря синтетической основе и правильно подобранной комбинации антиокислителей.

Миф 3. TBN и TAN нужно сравнивать напрямую

Повышение TAN действительно связано с окислением, но скорость роста зависит от состава базовых масел, пакета присадок и условий эксплуатации. У масел на основе сложных эфиров (эстеров) TAN может расти быстрее из-за химической природы, хотя масло остаётся рабочим

Миф 2. TAN — универсальный показатель старения

На самом деле слишком высокое щелочное число может быть избыточным для современных малозольных масел, соответствующих требованиям ACEA C и API SN/ SP. Производители сознательно снижают TBN, чтобы уменьшить образование золы и защитить катализаторы, используя более современные беззольные присадки

Миф 1. Чем выше TBN, тем лучше масло

Как использовать эти показатели на практике

О рисках подделок мы подробно рассказали в отдельной статье

Но помните — реальный ресурс масла определяется не одним показателем, а всей системой свойств. Но все это не имеет смысла, если масло поддельное: там изначально другой пакет присадок, и показатели TBN могут быть фальсифицированы.

Не ориентируйся только на бренд или цену — ориентируйся на факты
Учитывайте двигатель: дизели с высоким содержанием серы могут требовать масла с повышенным TBN, а современные бензиновые моторы с катализаторами наоборот — малозольных составов и невысокого щелочного числа
Смотрите в комплексе: вязкость, окисление, нитрация, содержание сажи и металлов в анализе поработавшего масла
Ориентируйтесь на допуски (API, ACEA, OEM), а не только на TBN и TAN

Сложноэфирная технология: идеальный баланс защиты и долговечности для любого двигателя

Такая технология позволяет выпускать масла, которые одинаково хорошо работают и в старых двигателях с высокими нагрузками, и в современных «чувствительных» моторах.

На практике долговечность масла зависит не только от числа щёлочности, но и от общей сбалансированности пакета присадок. Сложноэфирные масла демонстрируют высокую устойчивость к окислению и стабильность параметров, что снижает риск выхода за пределы нормы:

сохраняется баланс между защитой двигателя и экологическими требованиями
ресурс масла увеличивается без риска для катализаторов
TAN растёт медленнее, даже в тяжёлых условиях эксплуатации
FAQ — часто задаваемые вопросы
Вывод
Читайте также: Что скрывают характеристики на канистре масла и Почему присадки в масле — не маркетинг, а инженерия

Щелочное и кислотное числа — важные показатели, но они не являются универсальным критерием качества масла. Рассматривать их нужно только в комплексе с другими характеристиками и требованиями производителя двигателя

Made on
Tilda