Современные гидрокомпенсаторы — почему они часто «стучат» и как это связано с маслом

Стук в двигателе — неприятный сигнал для любого автовладельца. Часто виновниками становятся гидрокомпенсаторы, которые должны обеспечивать правильную работу клапанов. Но всё чаще даже новые моторы или регулярно обслуживаемые начинают «цокать», особенно на холодную.

20% скидка на первый заказ

Что такое гидрокомпенсатор?

Гидрокомпенсатор (гидроопора, HVA — Hydraulic Valve Adjuster) — элемент газораспределительного механизма, автоматически поддерживающий нулевой тепловой зазор между кулачком распределительного вала и клапаном. Он работает за счёт масла, которое под давлением заполняет внутреннюю камеру и перемещает поршень, компенсируя тепловое расширение деталей.

Почему появляется стук

Низкое давление масла из-за износа самого насоса или зазоров в парах трения
Отложения и лак внутри самого компенсатора — клапан подклинивает
Загрязнение каналов и сеточек маслоприёмника — масло хуже поступает в гидрокомпенсаторы
Разжижение масла топливом или падение вязкости при перегреве — плёнка становится слишком тонкой

Связь с моторным маслом

Подробнее о требованиях к современным маслам — в статье «Почему современные моторные масла должны быть лучше, чем 10 лет назад»

Важно понимать: «стук» гидрокомпенсаторов может быть связан не только с реальными проблемами в двигателе, но и с использованием поддельного масла. Контрафактные продукты не имеют стабильной вязкости и быстро теряют свойства. Подробнее — в статье о контрафакте.

Гидрокомпенсаторы крайне чувствительны к чистоте и вязкости масла. Слишком густое масло зимой задерживает их наполнение, а слишком жидкое летом не держит стабильное давление. Высокая испаряемость и плохие моющие свойства ускоряют образование отложений.

Что делать на практике

Выбирать качественный масляный фильтр  и следить за системой вентиляции картера

Сокращать интервалы замены при городской эксплуатации или частых коротких поездках

Выбирать масла с устойчивыми к сдвигу загустителями и низкой испаряемостью

Использовать масло с вязкостью, рекомендованной производителем и с высоким индексом вязкости

Эстеры и малозольные присадки: формула быстрого пуска и стабильной вязкости

Для стабильной работы гидрокомпенсаторов необходима быстрая прокачиваемость масла при холодных пусках и стабильность вязкости при высоких нагрузках. Эти задачи могут решаться применением комбинации синтетических сложных эфиров/эстеров и малозольных пакетов присадок

FAQ — часто задаваемые вопросы
Вывод

Стук гидрокомпенсаторов — это не приговор, а сигнал о том, что масло не справляется с задачей. Правильно подобранная рецептура масла позволяет поддерживать их работоспособность на протяжении всего срока службы ДВС.

Made on
Tilda